ТС «Пятёрочка» первая на российском рынке внедрила решение с умным щитом на каждом из вновь открывающихся магазинов
Spread the love

В современных условиях система комплексной автоматизации инженерных систем продуктового магазина, позволяющая реализовать концепцию «Умный магазин», является дополнительной возможностью существенно снизить эксплуатационные затраты, а значит получить конкурентные преимущества на рынке розничной торговли продуктами питания.

По мнению технического директора Компании «Лэнд», крупнейшего инсталлятора коммерческого холода на территории России, система «Умный магазин» является одной из наиболее перспективных технологий и ближайшее время широко распространится в других сетях.

Магазин розничной торговли, помимо холодильных систем, представляет комплекс инженерного оборудования, включающий в себя систему кондиционирования, освещения и отопления. Зачастую управление данными системами осуществляется вручную, персоналом магазина. Такой вид управления не является энергоэффективным, так как не позволяет адаптировать работу систем к изменяющимся внешним условиям, а также не исключает человеческий фактор.

Рис 1. Распределение затрат магазина

«Умный магазин» — комплексная система, которая с помощью специальных датчиков, контроллеров и программного обеспечения, встраивается в действующие операционные и эксплуатационные процессы магазина, снижает потребление электроэнергии за счет автоматизированного управления большинством потребителей электроэнергии, что позволяет задействовать те или иные системы только в период реальной необходимости и минимизировать аварийные ситуации.

В структуре эксплуатационных затрат магазина (см. рис. 1) расходы на электроэнергию, потребляемую системами освещения, отопления и кондиционирования воздуха составляют порядка 30% от суммарных затрат. Наиболее существенными данные затраты являются для магазинов малого формата, особенно тех из них, для которых единственным источником энергоснабжения является электричество.

Для управления холодильными оборудованием используется система мониторинга и диспетчеризации на базе решений Carel и Danfoss.

Для управления тепловыми завесами, кондиционерами, системой вентиляции, наружным и внутренним освещением применяется программируемый логический контроллер, интегрированный в систему мониторинга и диспетчеризации.

Таким образом, автоматизацией охвачены основные группы объектов энергопотребления магазина: холодильное оборудование (62% потребления), освещение (15%), кондиционирование и вентилирование (10%), тепловые завесы (9%).

На данном этапе внедрения системы полностью автоматизировано управление холодильным оборудованием (в том числе контроль параметров на соответствие техническому заданию и настройка), обеспечен сбор данных телеметрии для анализа, осуществляется проверка системы на аварийность.

Управление тепловыми завесами осуществляется по температуре в зоне размещения и расписанию с возможностью блокировки режима нагрева в теплый период года. Разрешение на работу тепловой завесы ограничивается календарным планом, суточным расписанием, температурой на улице. Таким образом, работа завесы осуществляется только в случае необходимости.

Максимальной экономии энергоресурсов в случае магазина малого формата можно достичь, используя в том числе возможности, которые предоставляет организация комбинированной системы охлаждения с интегрированным тепловым насосом. В настоящее время идет сбор данных и оценивается экономический эффект от практического применения тепловых насосов.

Для кондиционеров торгового зала предусмотрены календарный график работы, суточное расписание и блокировки изменения установок персоналом, а также блокировка запуска при определенных температурах уличного воздуха. Дополнительно предусмотрена возможность переключения между режимами нагрева и охлаждения в зависимости от сезона.

Система вентиляции управляется по индивидуальному графику с возможностью остановки во время закрытия магазина.

Внешнее освещение и вывеска магазина управляются по астрономическому таймеру в зависимости от времени восхода и заката солнца в месте расположения магазина; внутреннее освещение магазина — по индивидуальному графику с возможностью продления времени работы при необходимости. Также предусмотрен специальный режим «Инвентаризация», позволяющий работать круглосуточно, для которого можно заранее указать требуемую дату.

Следует отметить гибкость системы управления и алгоритмов, что открывает широкие перспективы для дальнейшей оптимизации под нужды магазина.