О проблеме золошлаковых отходов на предприятиях электроэнергетики

На вопросы читателей официального сайта Конкурса “Надёжный партнёр – экология” ответил Пётр Бобылев, заместитель Директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго России:

Тематика обращения с отходами в последние несколько лет все время на слуху. Насколько остро данный вопрос стоит перед предприятиями электроэнергетики?

На объектах угольной генерации Российской Федерации, производящей 17 % электрической энергии и 20 % тепловой энергии, сжигается в год порядка 123 млн т твердого топлива, при этом ежегодно образовывается 20 млн тонн ЗШО.

Особенностью золошлаковых отходов является их размещение в золоотвалах – местах, обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. В объектах размещения золошлаковых отходов (золоотвалах) на сегодняшний день накоплено около 1,5 млрд тонн ЗШО (у многих ТЭС емкости золоотвалов исчерпаны полностью). Под размещение вновь образующихся отходов требуется все новые территории.

По приблизительным оценкам инвестиции в наращивание или строительство нового золоотвала – от 0,5 до 3 млрд руб.

Размещение золоотвалов в границах населенных пунктов запрещено законодательно.

Имеются отдельные примеры успешной утилизации ЗШО в направлениях сбора или извлечения микросфер и поставки их на промышленные предприятия, производства строительных материалов, добавок в цементы и бетоны, использования ЗШО в дорожном строительстве. Однако эти отдельные проекты не сказываются сколь-нибудь ощутимо на сокращении объемов накопления ЗШО. Объемы утилизации ЗШО не превышают 10-11 % от их образования.

Возникновение данных проблем обусловлено тем, что в действующем законодательстве Российской Федерации отсутствуют нормы, стимулирующие формирование стабильного спроса на золошлаковые отходы IV и V классов опасности, образующиеся при сжигании твердого топлива (золошлаковые смеси от сжигания углей, золы и шлаки от сжигания углей).

Развитие производства из ЗШО вторичных продуктов экономически нецелесообразно и в соответствии с законом об электроэнергетики является непрофильным видом деятельности.

Каковы в целом по стране объемы золошлаковых отходов и насколько они опасны?

Ежегодно образовывается 20 млн. тонн ЗШО,  в золоотвалах накоплено более 1,5 млрд. тонн ЗШО.

Золошлаковые отходы угольных ТЭС в большинстве своем отнесены к V классу опасности (практически неопасные).

Какая в целом динамика по размещению золошлаковых отходов в последние годы и насколько накопление снизилось в связи со снижением установленной мощности угольных электростанций?

На угольных электростанциях ежегодно образуется порядка 20 млн тонн золошлаковых отходов (в зависимости от зольности сжигаемого угля). В то же время в период
2014 – 2018 гг. существует общая динамика снижения размещения ЗШО – с 21,06 млн т до 19,15 млн т.

В 2018 году Правительством РФ была утверждена Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года. В какой части эта Стратегия и План по ее исполнению решают проблему заполняемости золоотвалов на угольных электростанциях?

Стратегией установлено, что золы и шлаки с объектов теплоэнергетики, прошедшие гидрозолоудаление, могут быть использованы в качестве инертного материала на этапе технической рекультивации нарушенных земель и карьеров, основания дорожного полотна, в производстве теплоизоляционных материалов, в качестве наполнителя лаков и красок, сорбентов. Золы и шлаки при сухом удалении перспективны при производстве автоклавных изделий и цемента, в качестве заполнителя с заменой песка и гравия в строительстве, при изготовлении керамзита, в виде раскислителей почв, удобрений и добавок к ним.

В то же время использование отходов в качестве сырья возможно только в случае его отнесения к продукции.

Действующее законодательство не содержит препятствий для официального отнесения ЗШО к продукции. Практически всеми генерирующими компаниями, которыми осуществлялся сбыт ЗШО сторонним организациям, разработаны Технические условия на различные виды ЗШО, получены сертификаты соответствия санитарным требованиям.

Таким образом, в настоящее время хозяйствующие субъекты электроэнергетической отрасли достаточно мотивированы к сбыту ЗШО, поскольку сбыт ЗШО может быть достаточно экономически выгодным для отдельных хозяйствующих субъектов электроэнергетики.

Однако отсутствие рынка сбыта ЗШО является ограничивающим фактором перевода ЗШО в материал (продукт), поскольку данная деятельность приводит к выделению из обязательного раздельного учета по регулируемым видам деятельности (производство электроэнергии и тепла) затрат и доходов, связанных с производством, хранением, обращением и реализацией золошлаковых материалов, и, в случае отсутствия спроса на ЗШО, затраты (убытки) на хранение ЗШО не могут быть компенсированы, что может привести к убыточности основных видов деятельности.

Вместе с тем план мероприятий по реализации Стратегии до настоящего времени не утвержден. В то же время в проекте плана, согласованном заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, содержатся мероприятия, которые направлены на вовлечение ЗШО в крупнотоннажный хозяйственный оборот.

Энергетики в компаниях сетуют на несовершенство природоохранного законодательства в части невозможности использования золошлаковых отходов при рекультивации различных горных выработок и карьеров и говорят о необходимости соответствующих изменений, проект которых давно находится на рассмотрении. Какова судьба этого законопроекта и когда ждать его выхода?

Министерством энергетики Российской Федерации совместно с Министерством природных ресурсов Российской Федерации разработан и внесен в Правительство Российской Федерации законопроект, дополняющий введенную ранее возможность использования при ликвидации горных выработок в соответствии с проектами их ликвидации наряду с вскрышными и вмещающими горными породами и отходами производства черных металлов IV и V классов опасности, отходов обогащения угля IV и V классов опасности и металлических руд V класса опасности, отходов от сжигания углей IV и V классов опасности (золошлаковые смеси, золы и (или) шлаки). Это позволит законодательно закрепить возможность недропользователям включать отходы обогащения угля IV и V классов опасности и металлических руд V класса опасности, золошлаковые смеси, золы и шлаки IV и V классов опасности от сжигания углей в проекты ликвидации горных выработок.

В мировой практике обратная засыпка (размещение) золошлаковых отходов от сжигания угля в энергоустановках при ликвидации горных выработок (в частности при ликвидации угольных разрезов) широко применяется как природоохранное мероприятие, не требующее от недропользователя значительных затрат. Размещение золошлаковых отходов осуществляется в соответствии с утвержденными в установленном порядке техническими проектами после проведения предусмотренных законодательством экспертиз, в том числе – экспертизы на соблюдение природоохранных требований и получения согласований уполномоченных органов, и является согласованным проектным решением, предусмотренным проектной документацией на разработку месторождений.

В рамках Постановления Правительства РФ по программе модернизации в том числе предусмотрены механизмы по реконструкции золоотвалов. В первой волне одобренных заявок на модернизацию энергообъектов есть проекты с включением таких технических решений?

Да, такие объекты имеются.

По итогам предварительного отбора прошло 2 проекта – АО «Интер РАО – Электрогенерация» Гусиноозерская ГРЭС и ООО «Сибирская генерирующая компания» Томь-Усинская ГРЭС.

Какой российский и международный опыт использования золошлаковых отходов наиболее позитивный, чтобы его тиражировать?

Любой опыт позитивен и при наличии большой вариабельности организации золоотвалов и  специфики потребности регионов может быть использован ТЭС в целях увеличения использования ЗШО.

Среди успешных российских примеров можно отметить получение соответствующих разрешений на использование ЗШО Черепетской ГРЭС и ООО «Башкирская генерирующая компания». Колоссальный опыт в этой сфере есть у ПАО «Иркутскэнерго». 

В Китайской народной республике шлаки используются только для отсыпки дорог, в то время как летучая зола используется в производстве строительных материалов (обожженный кирпич, керамзит, газозолобетон), дорожном строительстве (материалы для дорожных покрытий, боковые насыпи и битумные добавки для производства бетонов), сельскохозяйственных целях (производство удобрений или применение золы для улучшения качества земель). При этом указанным производством занимаются специализированные организации, а не хозяйствующие субъекты.

Также следует отметить опыт Индии в данной сфере.

Выход ЗШО в этой стране достигает 200 млн. тонн, из них около половины утилизируется. Сегодня ЗШО в Индии используются в самых различных отраслях экономики. Так, на уровне закона установлено обязательное использование до 25 % ЗШО в производстве кирпича, блоков и плитки на предприятиях, расположенных в радиусе до 100 км от конкретной ТЭС, и обязательное использование золы в качестве основного материала при выполнении насыпей во всех дорожных работах. После принятия данного закона использование ЗШО в Индии выросло с 3% в 1994 году до 50% в 2008 году.

В Европейских странах уровень утилизации ЗШО составляет 70-95% от выхода, а в Нидерландах и Дании – 100%. В первую очередь это обусловлено законодательными мерами, действующими в этих государствах. В некоторых странах либо вообще запрещены золоотвалы угольных электростанций, либо штраф за каждую направленную на золоотвал тонну золы составляет от 60 Евро (Финляндия) до 248 Евро в Чехии.

В последние годы скандинавские компании импортируют ЗШО и сходные промышленные отходы из Польши, Болгарии и других стран. В абсолютных цифрах объема переработки (до 30 млн. тонн ежегодно) в первых строчках рейтинга находится, как ни странно, Индия.

Решение проблемы заполняемости золоотвалов по всей стране очевидно лежит в плоскости крупнотоннажного использования золошлаковых отходов, а это возможно в том числе при использовании в строительстве автодорог. Возможно ли ждать инициатив от Минэнерго России по включению золошлаковых отходов в качестве материала, используемого при реализации Нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» и других инфраструктурных инициатив?

Реализация любых инициатив в данной сфере лежит в плоскости совмещения требований для двух отраслей. Каждая из них регулируется как специфическими отраслевыми документами, так и общими требованиями природоохранного законодательства. Без совместных усилий дорожников и энергетиков инициативы по вовлечению ЗШО в оборот реализованы не будут. Со стороны Минэнерго России такие инициативы уже прорабатываются.

В некоторых странах золошлаковые отходы являются обязательными к использованию в автодорожном строительстве и других сферах при наличии их в пределах определенного радиуса. Возможно необходимо закрепить и в РФ это правило на законодательном уровне?

Данный вопрос безусловно является важным и актуальным. Минэнерго России совместно с отраслевым и экспертным сообществом ведется работа над комплексным планом мероприятий, который позволил бы системно подойти к решению проблемы вовлечения в экономический оборот отходов различных отраслей промышленности включая золошлаковые отходы, отходы обогащения угля и руды IV-V классов опасности, а также вскрышных и вмещающих пород.

Комплексный план мероприятий будет включать мероприятия по стимулированию вовлечения в хозяйственный оборот отходов IV-V класса опасности от сжигания твердого топлива на объектах электроэнергетики, отходов производства цветных и черных металлов, отходов недропользования. Кроме того, он будет содержать мероприятия по использованию  золошлаковых отходов в дорожном, железнодорожном строительстве, что позволит снизить расходы бюджетной системы на дорожное строительство и объем субсидий на строительство железнодорожных путей общего пользования.

Какие энергокомпании РФ наиболее «продвинутые» в вовлечении золошлаковых отходов во вторичный оборот?

Наиболее системно вопросом реализации ЗШО занимаются ПАО «Иркутскэнерго», ПАО «ОГК-2» (Рязанская ГРЭС), ПАО «ТГК-1» (Апатитская ТЭЦ), ООО «Сибирская генерирующая компания» и ПАО «Интер РАО». Это в первую очередь связано с большим объемом в структуре установленной мощности этих компаний угольных энергоблоков.

Экологическая тематика в электроэнергетике касается не только золошлаковых отходов. Какие задачи стоят перед энергокомпаниями в контексте перехода на регулирование по принципам НДТ?

Повышение энергоэффективности и энергосбережение являются одним из ключевых направлений модернизации экономики России. По данным Всемирного банка, Россия занимает четвертое место в мире по масштабам энергопотребления и при этом тратит больше энергии на единицу ВВП, чем любая из стран, входящих в десятку крупнейших потребителей энергии.

Учитывая значимость задачи перехода энергетического сектора на принципы НДТ, был разработан порядок («план действий») перехода отраслей ТЭК на принципы НДТ, который успешно реализуется.

 Осуществлена разработка справочников НДТ в отраслях ТЭК, предусматривающих, в том числе необходимое информационно-аналитическое обеспечение перехода на НДТ.

В справочнике НДТ ИТС38-2017 «Сжигание топлива на крупных установках в целях производства энергии» очень подробно прописаны конкретные технологические показатели   по каждому типу энергоустановок.

Кроме того, ключевые события по переходу отраслей ТЭК на принципы НДТ были включены в детальный план-график реализации государственной программы «Энергоэффективность и развитие энергетики».

Ключевой принцип при переходе к внедрению НДТ в отраслях ТЭК – обеспечение баланса в решении задач защиты окружающей среды и недопущения избыточной нагрузки на предприятия ТЭК. Только сбалансированный подход при реализации перехода на принципы наилучших доступных технологий, с учетом мнения бизнеса, может существенным образом минимизировать возможную финансовую и организационную нагрузку на ТЭК

При разработке справочников НДТ, в том числе отраслевого по электроэнергетике, много говорилось о том, что большая часть природоохранного оборудования зарубежного производства. Как эта ситуация меняется на сегодняшний день и есть ли какое-то развитие в части оборудования для предприятий электроэнергетики?

Потенциальная емкость внутреннего рынка экологического машиностроения сегодня может оцениваться примерно в 50 млрд. долларов или 3 триллиона рублей. Современный мировой рынок комплексного экологического машиностроения по объему составляет около триллиона долларов. Лидерами являются Германия, Франция, США и Япония.

В свое время в нашей стране была создана отрасль экологического машиностроения по производству газоочистного оборудования, которая работает и поныне.

Сегодня создаются новые инструменты поддержки отечественного экологического машиностроения. Возможности применения таких стимулов очень широки – от зачета расходов на НДТ в счет платы за выбросы и субсидий на НИОКР до льготных кредитов и подписания Специального инвестиционного контракта (СПИК).

Важно, что возрождается целая отрасль – отечественное экологическое машиностроение, так необходимая для перевода нашей экономики на наилучшие доступные технологии и обеспечения конституционных прав наших граждан на благоприятную окружающую среду.

Однако

Этот вопрос скорее необходимо адресовать Минпромторгу России, ответственному за развитие отрасли так называемого экологического машиностроения. Во всех стратегических документах, в документах по предоставлению господдержки, в национальном проекте «Экология» предусмотрены соответствующие стимулирующие меры.

В конце апреля вышло Постановление Правительства по субсидированию проектов, выпускающих «зеленые» облигации. В электроэнергетике есть потенциал у использования этого механизма?

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2019 № 541 утверждены правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий.

Субсидии предприятия получат на возмещение затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестпроектов по внедрению наилучших доступных технологий (НДТ). Возместить можно будет до 70 процентов от фактически понесенных затрат на выплату купона, а если в рамках инвестпроекта приобретается российское промышленное оборудование, то до 90 процентов. Общая стоимость выпуска облигаций не должна превышать 30 миллиардов рублей.

Принять участие в программе поддержки смогут предприятия, разместившие после 1 января 2019 года облигации под инвестиционный проект, реализуемый в рамках программы повышения экологической эффективности, предварительно одобренной Минпромторгом России. Отбирать такие компании будут не чаще двух раз в год. Субсидии они смогут получить, если реализация инвестпроекта способствует снижению выбросов и сбросов высокотоксичных веществ и веществ, обладающих канцерогенными и мутагенными свойствами.

Новая программа поддержки потенциально охватывает более семи тысяч предприятий промышленности и конечно же объекты электроэнергетики.

Минпромторг России, отвечающий за регулирование промышленности, имеет достаточно много механизмов поддержки развития промышленности, в том числе проектов по увеличению экологической эффективности. Есть ли понимание, какие меры поддержки может оказывать Минэнерго России подведомственным ему отраслям ТЭК?

В соответствии с Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам расширенного заседания президиума Государственного совета Российской Федерации 2 июля 2009 г. Пр-1802ГС от 15 июля 2009 г., распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р и от 25 декабря 2008 г. № 1996-р разработана Государственная программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности на период до 2020 года, которая  направлена на повышение энергоэффективности, роста конкурентоспособности, финансовой устойчивости, энергетической и экологической безопасности объектов ТЭК.

Основной целью Программы является обеспечение рационального использования топливно-энергетических ресурсов за счёт реализации энергосберегающих мероприятий, повышения энергетической эффективности в секторах экономики Российской Федерации и снижения энергоемкости ВВП к 2020 году на 13,5 процентов (по сравнению с 2007 годом).

Государственная поддержка в области повышения энергетической и в том числе экологической эффективности заключается в стимулировании и содействии в разработке пилотных проектов для последующего тиражирования наиболее эффективных и их реализации, достижения лучших показателей эффективности. Государственная поддержка осуществляется на основе:

– возмещения части расходов на уплату процентов по кредитам (займам), полученным в кредитных организациях на осуществление инвестиционной деятельности (проектов);

– предоставления инвестиционного налогового кредита;

– предоставления права применения хозяйствующими субъектами повышающих коэффициентов к установленной норме амортизационных отчислений.

Кроме того, Минэнерго России участвует в реализации  национального проекта «Экология», одной из основных задач которого является кардинальное снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха в крупных промышленных центрах, в том числе уменьшение не менее чем на 20% совокупного объема выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в наиболее загрязненных городах.  Национальным проектом  предусмотрена реализация комплексных планов мероприятий по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах, включая города Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Читу, с учетом сводных расчетов допустимого в этих городах негативного воздействия на окружающую среду.

Применяются ли какие-то меры в части снижения или ограничения ставок платы за водопользования для ТЭС и АЭС, которые ежегодно растут на 15%? Предполагается ли вводить понижающий коэффициент для энергообъектов с прямоточными системами водоснабжения?

Да, в настоящее время идет активная работа над проектом постановления Правительства Российской Федерации, предусматривающим снижение платы за водопользование для ТЭС и АЭС с прямоточными системами технического водоснабжения.

Ожидаем, что в ближайшее время будет принято окончательное решение по данному вопросу.

Актуальные интервью и новости Всероссийского конкурса “Надёжный партнёр – Экология” публикует телеграм-канал “Energy Today”