ИГРА «ГЛОБАЛЬНЫЙ ВОПРОС» КАК МЕХАНИЗМ ПРОСВЕЩЕНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Spread the love

Каждого ребенка в детстве учат бережно относится к природным богатствам. Однако ребенок видит, что взрослые, зачастую, делают совершенно по-иному. Каждый человек в Европе и США знаю, что нельзя мусорить, нужно сортировать свои отходы, но при этом эти же страны являются самыми крупными поставщиками отходов в окружающую среду. Китай – один из самых мощных потребителей природных ресурсов на Земле, экологическая политика же государства только набирает свои обороты. Вопросы корпоративного или государственного уровня чаще всего решаются с позиций политики и экономики, редко учитывают интересы природы и человека. Таким образом, в просвещении преобладает индивидуальный уровень сознания. В игре мы пытаемся выйти на коллективный уровень сознания и сформировать у подростков убеждение, что любое действие имеет целый ряд последствий, как положительных, так и отрицательных. Важно найти баланс между этими последствиями.

Имитационно-ролевая игра «Глобальный вопрос» является самым крупным проектом нашего Движения с 2013 года. Проект реализуется при поддержке Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и исполнительного комитета проекта «Ассоциированные школы ЮНЕСКО в России». Природнадзор Югры оказывает финансовую и информационную поддержку проекту. В прошлом году проект также получил грант Президента России.

Это деловая игра, направленная на формирование у подростков и молодежи экологического мышления и экологической ответственности исходя из принципов устойчивого развития цивилизации. Официальный язык проекта – русский.

Игра проводится на собственной интернет-площадке – www.глобальныйвопрос.рф в онлайн-формате.

В игре участвуют команды молодых людей в возрасте 14-19 лет – правительства виртуальных государств, которым предстоит решать экономические и политические вопросы, бороться с негативным влиянием человека на окружающую среду, приумножать и изучать культурное наследие регионов и стран. Во взаимодействии друг с другом подростки и молодежь научатся оценивать экологические риски своей и чужой деятельности.

Игра проводится по 5 направлениям:

  • политическое – разработка приоритетов в различных областях жизнедеятельности государства, умение быстро и грамотно принимать решения и нести за них ответственность, умение договариваться;
  • экономическое – умение грамотно расходовать ресурсы для обеспечения экономической безопасности государства, умение прогнозировать экономические результаты, знание правил ведения хозяйства государства;
  • экологическое – умение рационально использовать ресурсы, прогнозировать экологические последствия для государства и на межгосударственном уровне, понимание принципов устойчивого развития;
  • социальное – знание основ социальной работы с населением государства, умение разрабатывать социальные проекты, умение прогнозировать последствия деятельности государства для граждан;
  • культурологическое – понимание культурных процессов в обществе, ее важности, умение анализировать культуру региона и страны, знание основ творчества.

В игре сформированы 5 игровых площадок: Совет глав государств, ООН, ЮНЕСКО, Институт IT, Биржа. На каждой игровой площадке участникам предлагается решение кейсов по реальным современным темам. Решение кейсов возможно только в условиях совместных действий виртуальных государств, договоренностей между ними. Каждая команда в начале игры получает определенный набор природных, человеческих и финансовых ресурсов, которыми им предстоит управлять на площадке «Биржа». Она предполагает куплю/продажу ресурсов, производств и социальных объектов, продуктов производства, технологий. При этом каждая отрасль производства зациклена, что также необходимо учитывать виртуальным государствам. Принцип работы на Бирже предполагает, что одно государство берет на себя один полный цикл производства, не сосредотачивая на своей территории несколько крупных отраслей.

В помощь участникам работают Образовательные площадки, спикерами которых выступают ведующи специалисты в различных областях просвещения для устойчивого развития. В 2019 году осуществляли свою деятельность 5 международных экспертов из России, Беларуси, Армении. Спикеры подбирают образовательный материал для размещения на своей площадке, консультируют участников игры в процессе решения кейсов.

Игра длится 7 дней – 7 игровых лет. Каждый день осуществляется подсчет баллов по каждому из 5 напарвлений игры и формируется рейтинг команд, поэтому все 5 участников команды должны работать слаженно, активно и систематически, чтобы получит необходимое количество баллов за игру.

Ежегодно награждаются пять лучших команд игры. В разные годы победителями становилсь представители России, Казахстана, Армении, Беларуси.

За период 2013-2019 годов в игре приняло участие 424 команды из 14 стран мира и 34 субъектов Российской Федерации. Всего 2544 человека.

По итогам игры рекомендации, разработанные подростками, направляются партнерам проекта и становятся основанием для разработки молодежных проектов экологическим движением «Третья планета от Солнца». Так, по итогам игры 2018 года был разработан проект по вовлечению населения автономного округа в сохранение водных объектов «Мое Обь-Иртышье», автором которого выступил наш активист Беломоин Андрей. По итогам игры 2019 года нашим активистом Ахмедуллиным Амиром был разработан проект «Пластиковирус», целью которого является сокращение производства и потребления пластика. Оба проекта были поддержаны губернатором Югры Комаровой Натальей Владимировной. Проект Андрея получил грант губернатора и практически завершается в этом сезоне, а предложения Амира взяты губернатором региона для разработки и внедрения.

Имитационно-ролевая игра «Глобальный вопрос» позволяет рассказать ребятам о принципах устойчивого развития, показать взаимосвязь между действием и его последствиями в различных сферах, научить действовать в условиях глобализации. В игровой форме ребята учатся принимать важные решения на уровне коллективного сознания, учитывая не только собственные интеерсы, но и интересы других людей, экономические, политические условия, экологическую и социальную ситуацию.