Экологическое образование и воспитание обучающихся в условиях работы эколого-краеведческого лагеря «Роза ветров»

Экологическая культура – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Формирование экологического мировоззрения людей гораздо легче и эффективнее происходит на ранних этапах развития личности, когда закладываются основные представления о природе и обществе.  Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы.

Эколого-краеведческий лагерь – одна из наиболее эффективных форм экологического образования и воспитания подрастающего поколения, поскольку представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе экологические праздники, игры, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования. Изучение краеведческого материала в тесной связи с историей и культурой своего края.

Профильная эколого-краеведческая смена лагеря дневного пребывания организуется на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей города Кирово-Чепецка Кировской области» с 2017 года в период летних каникул (1 поток – 18 дней).

Программа смены является логическим продолжением образовательного процесса и направлена на создание необходимых условий для оздоровления, отдыха, рационального использования каникулярного времени у детей, формирования у них общей культуры, навыков здорового образа жизни.

Работа эколого-краеведческого лагеря позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы.

Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного экологического – краеведческого образования. Смена учебной деятельности на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного эколого-краеведческого лагеря позволяет обучающемуся уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.

Образовательная часть включает теоретические занятия, полевые практикумы, учебные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы.

Теоретическая часть программы лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, химии, географии, биологии, краеведения, но и формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека, побуждает к сбору дополнительного материала, к ведению самостоятельных исследований.

Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, ролевых игр и семинаров, защиту рефератов, разработку экологических проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Благодаря действующей «Экологической лаборатории» на базе лицея, осуществляется исследовательская и практико-ориентированная деятельность, с выходом на практические природоохранные дела. В направлении этой деятельности нашим научным консультантом и социальным партнером является кафедра экологии и природопользования Вятского Государственного университета. 

Самое ценное в работе лагеря – организация учебно-исследовательской деятельности школьников во время проведения эколого-краеведческих экспедиций, с учётом возрастных особенностей.

План работы

профильной эколого-краеведческой смены лагеря

с дневным пребыванием детей от 11 до 15 лет

на базе МБОУ «Лицей города Кирово-Чепецка Кировской области»

Направление Дела и мероприятия
1 день «Здравствуй, это я!» «Здравствуй, лето» – праздник. Открытие лагерной смены .Знакомство с режимом дня.  Выборы актива отряда. Игры на сплочение коллективаОформительский конкурс.Антропометрические измерения.Обзорная экскурсия по городу.
2 день  «Неделя леса» Экскурсия по экологической тропе лицея.Исследование «Паспорт деревьев экологической тропы». Изучение методики. 1подгруппаМастер-класс по лозоплетению. 2подгруппа Обработка исследований в лаборатории.«Весёлые старты».
3 день  «День эколога» Экскурсия по экологической тропе лицея.Исследование «Паспорт деревьев экологической тропы». Изучение методики.  2 п/г.Обработка исследований (эко- лаборатория)Мастер-класс по лозоплетению. 1п/гДень эколога, Конкурс рисунков на асфальте «Берегите природу!»
4 день. «Международный день очистки водоёмов»   Эко- десант очистка р.Калиновки Творческий видео-урок «Мусор – тоже ресурс».Мастер-класс «Вторая жизнь пластиковой бутылки!» Подготовка к выезду в липово-дубовую рощу. (методика воды р.Чепцы, паспорта деревьев рощи, гербарий)
5день. «Неделя леса»   Выезд на исследование в липово-дубовую рощу и реки Чепцы.КТД «Эко – реклама»Обработка исследований (эколаборатория)
 6 день  «Неделя леса» Экологический десант, пришкольная территория (лес). КТД – «Эко-сказки». Соревнования по ориентированию
7 день «День игры»   Брейн-ринг «Деревья»Краеведение, подготовка к экспедиции (распределение обязанностей в группе, первая медпомощь в походе).Эко-сказка «Сказ про то, как Вовка живую воду искал» (распределение ролей, репетиция) Игра «Зарница».
8 день «Неделя воды» Определение чистоты воды в р.Елховка и источнике-ключе.Обработка исследований (эколаборатория)Краеведение «Охраняемые территории области». Репетиция сказки.  
9 день  «Неделя воды» Экскурсия на очистные сооружения города.Сочинение-конкурс «Люблю тебя, мой край родной!»Подготовка к выезду в рыбхозяйство.Репетиция сказки.
10 день «День Рыбака» Выезд в рыбхозяйство с.ФиллиповоПодготовка к экспедиции (личное и групповое снаряжение, питание в походе).  
11 день «День туризма»  Экскурсия на Сютур, скалолазание.Брейн-ринг «Вода живая и мертвая»Подготовка к экспедиции (упаковка снаряжения, продуктов питания).  
12день ЭКСПЕДИЦИЯ Выезд в экспедицию. К-Чепецк – Нолинск- Медведский бор Осмотр краеведческого музея г.Нолинска, фабрика «Русской матрешки», завод «Нолинский пряник»Разбивка лагеря на оз.Чваниха Медведский бор.
13 день ЭКСПЕДИЦИЯ Медведский бор. Знакомство с памятником природы (карстовые воронки, оз.Чваниха, реликтовые дюны) Посвящение в туристы-экологи.
14 день ЭКСПЕДИЦИЯ   Выезд Медведский бор – Кирово-Чепецк
15 день  «День памяти» Беседа «Мои родственники участники войны»Вахта – памяти. Возложение цветов к мемориалу.Экскурсия в краеведческий музей города.Встреча с командиром поисковой группы «Кречет».  
16 день     Обработка материалов по экспедиции.Репетиция эко-сказки.Матч по футболу.
17день Экскурсия на ОА «Уралхим»Обработка материалов по экспедиции.Подготовка к закрытию лагеря.
18 день «Прощальный день» Игра «Звёздный дождь».«В объективе – МЫ!» презентация лагеря.Показ эко-сказки на закрытии лагеря

Авторы: методист Корзунина Елена Николаевна, учитель биологии Чернышова Анна Михайловна, учитель химии Чижов Александр Петрович.