Экологическая культура – неотъемлемая часть общечеловеческой культуры. Формирование экологического мировоззрения людей гораздо легче и эффективнее происходит на ранних этапах развития личности, когда закладываются основные представления о природе и обществе. Одним из условий формирования экологической культуры подрастающего поколения является создание единой системы теоретических и практических видов деятельности школьников: учебной, исследовательской, игровой, пропагандистской, общественно-полезной по изучению и охране природы.
Эколого-краеведческий лагерь – одна из наиболее эффективных форм экологического образования и воспитания подрастающего поколения, поскольку представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе экологические праздники, игры, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования. Изучение краеведческого материала в тесной связи с историей и культурой своего края.
Профильная эколого-краеведческая смена лагеря дневного пребывания организуется на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей города Кирово-Чепецка Кировской области» с 2017 года в период летних каникул (1 поток – 18 дней).
Программа смены является логическим продолжением образовательного процесса и направлена на создание необходимых условий для оздоровления, отдыха, рационального использования каникулярного времени у детей, формирования у них общей культуры, навыков здорового образа жизни.
Работа эколого-краеведческого лагеря позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы.
Актуальность программы заключается в получении новых и закреплении уже имеющихся знаний, как в области общего, так и дополнительного экологического – краеведческого образования. Смена учебной деятельности на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного эколого-краеведческого лагеря позволяет обучающемуся уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.
Образовательная часть включает теоретические занятия, полевые практикумы, учебные экскурсии, проведение конкретной исследовательской работы.
Теоретическая часть программы лагеря способствует не только систематизации и обобщению знаний по экологии, химии, географии, биологии, краеведения, но и формирует у учащихся обязательный минимум знаний, необходимых для понимания основных закономерностей функционирования биосферы, места и роли в ней человека, побуждает к сбору дополнительного материала, к ведению самостоятельных исследований.
Практическая часть предусматривает проведение различных экскурсий, ролевых игр и семинаров, защиту рефератов, разработку экологических проектов, конкурсы плакатов, рисунков, рассказов, стихов о природе. Благодаря действующей «Экологической лаборатории» на базе лицея, осуществляется исследовательская и практико-ориентированная деятельность, с выходом на практические природоохранные дела. В направлении этой деятельности нашим научным консультантом и социальным партнером является кафедра экологии и природопользования Вятского Государственного университета.
Самое ценное в работе лагеря – организация учебно-исследовательской деятельности школьников во время проведения эколого-краеведческих экспедиций, с учётом возрастных особенностей.
План работы
профильной эколого-краеведческой смены лагеря
с дневным пребыванием детей от 11 до 15 лет
на базе МБОУ «Лицей города Кирово-Чепецка Кировской области»
Направление | Дела и мероприятия |
1 день «Здравствуй, это я!» | «Здравствуй, лето» – праздник. Открытие лагерной смены .Знакомство с режимом дня. Выборы актива отряда. Игры на сплочение коллективаОформительский конкурс.Антропометрические измерения.Обзорная экскурсия по городу. |
2 день «Неделя леса» | Экскурсия по экологической тропе лицея.Исследование «Паспорт деревьев экологической тропы». Изучение методики. 1подгруппаМастер-класс по лозоплетению. 2подгруппа Обработка исследований в лаборатории.«Весёлые старты». |
3 день «День эколога» | Экскурсия по экологической тропе лицея.Исследование «Паспорт деревьев экологической тропы». Изучение методики. 2 п/г.Обработка исследований (эко- лаборатория)Мастер-класс по лозоплетению. 1п/гДень эколога, Конкурс рисунков на асфальте «Берегите природу!» |
4 день. «Международный день очистки водоёмов» | Эко- десант очистка р.Калиновки Творческий видео-урок «Мусор – тоже ресурс».Мастер-класс «Вторая жизнь пластиковой бутылки!» Подготовка к выезду в липово-дубовую рощу. (методика воды р.Чепцы, паспорта деревьев рощи, гербарий) |
5день. «Неделя леса» | Выезд на исследование в липово-дубовую рощу и реки Чепцы.КТД «Эко – реклама»Обработка исследований (эколаборатория) |
6 день «Неделя леса» | Экологический десант, пришкольная территория (лес). КТД – «Эко-сказки». Соревнования по ориентированию |
7 день «День игры» | Брейн-ринг «Деревья»Краеведение, подготовка к экспедиции (распределение обязанностей в группе, первая медпомощь в походе).Эко-сказка «Сказ про то, как Вовка живую воду искал» (распределение ролей, репетиция) Игра «Зарница». |
8 день «Неделя воды» | Определение чистоты воды в р.Елховка и источнике-ключе.Обработка исследований (эколаборатория)Краеведение «Охраняемые территории области». Репетиция сказки. |
9 день «Неделя воды» | Экскурсия на очистные сооружения города.Сочинение-конкурс «Люблю тебя, мой край родной!»Подготовка к выезду в рыбхозяйство.Репетиция сказки. |
10 день «День Рыбака» | Выезд в рыбхозяйство с.ФиллиповоПодготовка к экспедиции (личное и групповое снаряжение, питание в походе). |
11 день «День туризма» | Экскурсия на Сютур, скалолазание.Брейн-ринг «Вода живая и мертвая»Подготовка к экспедиции (упаковка снаряжения, продуктов питания). |
12день ЭКСПЕДИЦИЯ | Выезд в экспедицию. К-Чепецк – Нолинск- Медведский бор Осмотр краеведческого музея г.Нолинска, фабрика «Русской матрешки», завод «Нолинский пряник»Разбивка лагеря на оз.Чваниха Медведский бор. |
13 день ЭКСПЕДИЦИЯ | Медведский бор. Знакомство с памятником природы (карстовые воронки, оз.Чваниха, реликтовые дюны) Посвящение в туристы-экологи. |
14 день ЭКСПЕДИЦИЯ | Выезд Медведский бор – Кирово-Чепецк |
15 день «День памяти» | Беседа «Мои родственники участники войны»Вахта – памяти. Возложение цветов к мемориалу.Экскурсия в краеведческий музей города.Встреча с командиром поисковой группы «Кречет». |
16 день | Обработка материалов по экспедиции.Репетиция эко-сказки.Матч по футболу. |
17день | Экскурсия на ОА «Уралхим»Обработка материалов по экспедиции.Подготовка к закрытию лагеря. |
18 день «Прощальный день» | Игра «Звёздный дождь».«В объективе – МЫ!» презентация лагеря.Показ эко-сказки на закрытии лагеря |
Авторы: методист Корзунина Елена Николаевна, учитель биологии Чернышова Анна Михайловна, учитель химии Чижов Александр Петрович.